Именно многочисленными упоминаниями кедра в Библейском Ветхом завете и в соответствующей христианской литературе можно объяснить тот факт, что русские первопроходцы Сибири и первые переселенцы стали называть кедром местное уникальное дерево – из-за множества сходных качеств. Между тем коренные народы Сибири, Урала и Алтая издревле знали о целебных свойствах кедра и использовали его для лечения многих недугов. Более того, кедр занимал важное место в материальной и духовной культуре эвенков, нанайцев и алтайских племен. С давних времен велся промысел кедровых орешков, а масло и кедровая живица использовались в народной медицине. Коренное население «кедровых» регионов не знало цинги, в то время как в Европе и европейской части России эта болезнь уносила немало жизней. Во время кругосветного путешествия И. Ф. Крузенштерна на корабле «Надежда» участники экспедиции спасались от цинги кедровым хвойным отваром. А в те времена цинготная болезнь была настоящим бичом длительных морских путешествий.
Строить дома из кедра стали сравнительно недавно, раньше его использовали в основном для изготовления столярных изделий.
Различная посуда из кедровой древесины позволяла долго сохранять продукты, а кедровые сундуки высоко ценились не только в России, но и поставлялись в Европу, Китай и Индию, принося ощутимый доход в казну государства. Во время царствования Петра I кедр стали использовать для внутренней отделки кораблей. В то время сосновое бревно стоило 6 копеек, а кедровое – целый рубль. Немецкие купцы покупали кедровое масло только в кедровой таре и, как оказалось, это требование было своего рода контрабандой ценной древесины из-за резонансных характеристик древесины кедра. Высокое значение так называемой акустической константы, то есть «певучести» дерева, позволяло использовать кедр для изготовления музыкальных инструментов.
В настоящее время древесина кедра, помимо мебельного производства и широкого спектра строительных и отделочных работ, применяют для изготовления карандашной палочки. Раньше для этого импортировали из США дорогую древесину виргинского можжевельника, а ныне кедр полностью удовлетворяет потребности в карандашном дереве.